125 лет моды в России: выставка Александра Васильева в Новосибирске

Приходишь смотреть на платья, а получаешь истории. О взлетах, падениях, человеческой силе и смелости жить.

125 лет моды в России: выставка Александра Васильева в Новосибирске

  За два часа я посмотрела выставку дважды. Первый раз я прошла почти половину. Уныло ходила от одной витрины к другой, особо не чувствуя связи, часто обращала внимание на явные дефекты платьев – когда платье столетней давности  заштопано весьма грубо… еще и дамы вокруг фотографировали именно эти заштопанные места. Мы слишком привыкли подчеркивать ошибки.

  Так я дошла до витрины с костюмом Шанель. Рядом оказалась мама с дочкой. Девочке было лет 10, а очень красивой, ухоженной маме – не больше 35. Вместе мы рассматривали белый  твидовый жакет и юбку. Рядом – табличка с кратким описанием «Костюм дома Шанель». В принципе, это все мои познания об этом костюме. Но тут мама своей девочке говорит:
- А ты знаешь, что это первый костюм Шанель, который привезли в Советский союз?
Я оборачиваюсь и понимаю, что я-то тоже не знаю. 


Первый костюм Шанель в СССР. Из гардероба Майи Плисецкой. 1967 год.

  А мама продолжает:
- Когда в 1967 году Коко Шанель впервые приехала в Советский союз, чтобы научить манекенщиц ходить по подиуму, она подарила этот костюм Майе Плисецкой.
Мне тоже мгновенно захотелось к своей маме, но лет на 20 назад, чтобы меня взяли за руку и все рассказали.
 
  С этими мыслями я дошла до конца выставки. Было ощущение, что я проглотила обед быстро, но так и не почувствовала вкус еды. И тут, как Крестная для Золушки, ко мне подошла смотрительница Краеведческого музея:
- Хотите пойти на экскурсию по выставке? Каждый будний день в 12 и в 16 часов наши сотрудники проводят открытые экскурсии.
Это был шанс. Пройти еще раз и ощутить вкус.  Так я начала смотреть заново.

  Выставка «125 лет моды в России» занимает 5 залов.
Название имеет юбилейное отношение к Новосибирску – летом городу будет 125. Инфоповоды – это тоже дань современной  моде.  Только одно платье на выставке действительно связано с Новосибирском. Это наряд прабабушки академика Ржанова. Остальные платья модницы из глубинки не могли себе позволить. На открытии выставки Александр Васильев рассказывал экскурсоводам музея, что мода как раньше, так и сейчас остается уделом  тех, кто готов за нее заплатить. Поэтому все экспонаты – это модели, которые стоили дорого и отшивались индивидуально.


Чайное платье из шелка и муслина с кружевом. Муфта из горностая внутри отделана гагачьим пухом и шелком. Справа - прогулочное манто из сукна с кружевом. Конец XIX века.

  Все витрины на выставке расположены в хронологическом порядке.  В первом зале – самые старые костюмы 1890-х годов. В те годы жизнь была неторопливой, поэтому женщины ходили медленно, могли носить длинные платья со шлейфами, греть руки в муфте, вместо того, чтобы тащить домой три пакета еды из супермаркета. Застежки на женских платьях располагались сзади - богатые дамы сами себя не обслуживали. Туфли носили на каблуке-рюмочке и без ремешка - танцы, как и жизнь, были медленными. Мужчины в те годы носили длинные сюртуки, к которым прикалывали бутоньерки и надушенные платки, чтобы перебивать запах пота. Поэтому, кстати, на выставке так мало мужских нарядов - пропитанная потом ткань долго не хранится. 


Мужской сюртук из шерсти. На витрине - платье из панбархата с палантином из горностая.

   На выставке я первый раз увидела шляпную булавку – это длинная, из негнущейся стали, острая спица, и круглая брошь сверху. Такими булавками (от 3 до 5 штук сразу) прокалывали прическу и шляпу, чтобы ветер не сдувал этот наряд. Через некоторое время дамы нашли шляпным булавкам совсем другое применение. Если кавалер был слишком назойливым, такая булавка служила орудием защиты. В коллекции Александра Васильева есть истории мужчин, убитых этими булавками. Очевидно, что спустя некоторое время, носить шляпные булавки женщинам запретили.


В центре на подставке - шляпные булавки конца XIX века.

  Второй зал выставки охватывает 1900-1910 годы.  Здесь можно увидеть революционное платье своего времени – выполненное в духе Поля Пуаре, т.е. не сам оригинал платья. Французский модельер Поль Пуаре впервые снял с женщин корсет. За свободные платья он мгновенно стал любимцем женщин и быстро вышел на пик своего творчества.  А потом что-то случилось с видением модельера, и он придумал «хромую юбку». Эта юбка стала своеобразным корсетом для ног – ширина от колена и до низа была не больше 30 см, и передвигаться в ней было неудобно. Так женщины перестали покупать платья Пуаре, и свои дни мастер закончил в нищете и забвении. 


Слева - дневное платье из шелка в стиле Поля Пуаре. Выполнено в Казани. В центре - мужской пиджак-визитка и модные брюки в полоску. 1910-е.

   На фотографии ниже - платье, которое можно увидеть на всех обложках выставки. Оно принадлежало известной дореволюционной миллионерше, владелице заводов "Петровская водка" Татьяне Самсоновой. 


Платье из гардероба русской миллионерши, владелицы заводов "Петровская водка" Татьяны Самсоновой. Выполнено из шелкового шифона, атласа, гипюра и жемчуга.

   В 1914 году вместе со своими миллионами она уехала в Париж, где составила огромный гардероб нарядов. Но после революции 1917 года ее заводы национализировали, и госпожа Самсонова оказалась отрезанной от Родины в окружении своих несметных сундуков. После ее смерти в 30-е годы наследники не открывали эти сундуки, несмотря на то, что испытывали финансовые трудности. Только в 1992 году вместе с Александром Васильевым внуки открыли бабушкины сундуки и обнаружили там не только съеденные молью шубы, но и бриллианты. Самсоновы поправили свое финансовое положение, а историк моды получил новый экспонат для своей коллекции.

Третий за выставки – самый большой, он объединяет платья с 1920 и почти до 1980 года. Но ни в одном зале, кстати, нет привычных для музея бархатных скамеечек в центре. Вместо них дизайнер Кирилл Гасилин, который оформлял выставку, установил открытые подиумы.


Третий зал выставки "125 лет моды в России". Обзорное фото.

  С началом XX века и мода, и история зазвучали по-новому. Жизнь ускоряется. Появляется общественный транспорт. Исчезает длина. Застежки платьев, даже для богатых, переезжают вперед. Отныне женщины сами себя обслуживают. Шляпы становятся облегающими колпачками, а туфли дополняют ремешком – танцы становятся быстрыми. Все эти перемены, как слайды, застыли на манекенах. Здесь можно увидеть необычное свадебное платье - совсем не белое и короткое. В 1930-е годы на свадьбу надевали самое красивое платье из гардероба. 



Свадебное платье из шёлка с воланами. Из гардероба Е.М. Горяниной. 1923 год.

  Богатые, потерявшие свои миллионы, начинают придумывать модные хитрости. На выставке есть концертное платье, сшитое свекровью (денег на модистку уже не было) из двух кусков разного бархата. Чтобы закрыть стык тканей, свекровь отрезала от старого бабушкиного платья бисерную манишку и пришила ее к новому наряду.

  К сталинскому времени есть витрина из четырех платьев – два из них – те, что носили в Европе – яркие, с цветами, скроенные по косой, и два – которые носили советские женщины – с простыми рисунками, пастельные, скроенные «чуть-чуть» по косой – тоже хотелось следовать моде, но ткань стоила дорого.


Платья, скроенные по косой. Слева - европейские, справа - союзные.

 На витрине 1940-х годов стоят платья военной эпохи - простого кроя, без узоров. Здесь же – роскошное платье жены Адольфа Гитлера – Евы Браун. После смерти Гитлера один из военных взял из дома фюрера несколько платьев для своей жены, одно из них позднее оказалось у европейского коллекционера, который и подарил его Васильеву.
   
Справа - платье из гардероба Евы Браун. Выполнено из черного тюля с аппликацей панбархатом и пайетками. Болеро из черно-бурой лисы.
 
  В самом центре третьего зала на открытом подиуме стоят платья женщин первых советских лиц. Среди экспонатов – коктейльное платье дочери маршала Родиона Малиновского, полностью сшитое из польской атласной ленты. Здесь же - платье в стиле New Look Кристиана Диора (на фото ниже - его вид со спины). Оно принадлежало первому советскому диктору Нине Кондратовой, которая в прямом эфире потеряла глаз от боднувшей коровы, но добилась разрешения на выезд и операцию в Германии, а вернувшись, еще 20 лет проработала на телевидении.



Слева - платье Галины Брежневой. Справа - платье дочери маршала Родиона Малиновского. Сшито из атласной ленты. 

  Конец третьего зала – это уже современные наряды. Без тренов и шляпных булавок. Здесь есть работы Дома моды Елены Супрун из Пензы, цветное платье из шелка Ив Сен-Лорана, костюм Нины Ричии, платье Пьера Кардена, которое он подарил Майе Плисецкой.


Слева-направо: платье Ив Сен-Лорана, костюм Нины Риччи, платье Пьера Кардена. Начало 1980-х -  конец 1990-х.

 В четвертом (совсем не большом) зале собраны сценические костюмы 1990-х годов. Платья Анжелики Варум, Людмилы Гурченко, Лаймы Вайкуле, Анжелики Агурбаш и других звезд. На открытии выставки Александр Васильев рассказывал, что костюм Лаймы Вайкуле "Перестройка" можно назвать исторической ценностью. Он как никто другой отражает дух своего времени.


Концертный ансамбль "Перестройка" из гардероба Лаймы Вайкуле. Рига, начало 1990-х.

В пятом зале – мода нулевых – Алена Ахмадулина, Игорь Чапурин, Кирилл Гасилин и другие дизайнеры. Вечернее платье Кирилла Гасилина здесь очень  сильно отличается от того масс-маркета, который выставлен на сайте модельера. Оно элегантное, силуэтное, совсем не похожее на те модели over-size, которые делают Гасилина одним из самых продаваемых дизайнеров в России.


Вечернее платье из шелка и тюля, вышитого пайетками. Дизайнер - Кирилл Гасилин. 2015 год.

   Вместо заключения

Когда я второй раз оказалась у витрины с твидовым костюмом Шанель, экскурсовод рассказала историю, точно такую же, как и мама своей 10-летней дочери. Чувство непройденного отпустило меня. Нет возраста там, где есть хороший  экскурсовод.  
 


Выставка Александра Васильева «125 лет моды в России» продлится до 22 апреля 2018 года.
Место: Новосибирский краеведческий музей, Красный проспект, 23.
Режим работы: среда, четверг и пятница – с 10  до 18, в субботу и воскресенье –  с 11 до 19. Понедельник и вторник – выходные дни.
Цена билета: 300 рублей; школьникам, пенсионерам и студентам - 200 рублей.


Текст и фото: Татьяна Решетилова
Дата: 28.02.2018

Куда сходить в Новосибирске?

Что посмотреть в Новосибирске?